Форум » Под шепот старины глубокой... » Немного истории » Ответить

Немного истории

Админ: Поговорим о князьях и иже с ними.

Ответов - 17

Админ: Копался я, копался по архивам, и нарыл кой-чего интересного. "Вообще же можно найти, что отцом Рюрика был конунг Хальедан, коий вроде бы даже был крещен Людовиком I Благочестивым. Хотя, учитывая манеры крещения в те времена конунги драпали подальше –в Америку, в Исландию. Рюрик бежал в Ладогу...." Текст полностью можно найти здесь: http://www.proza.ru/texts/2004/08/26-45.html Правда, он больше посвящен Всеславу Полоцкому. Тоже крайне любопытная личность.

Искра: "Откуда есть пошла русская земля..." Одна из версий призвания Рюрика и варягов. А так же о жизни и обычаях славяно-финских племен: весь, чудь, меря, кривичи, ильменские словене... И о торговом пути "Из варяг в греки".

Флоки: Не о князьях, но к сведению: Королевская дружина, "хирд", первоначально называлась просто lid, а члены ее – menn, fjolmenn или huskarlar ("люди", "бойцы", "домочадцы"). Специализированный термин hird (шв. grid) на датских рунических камнях известен с X в. Распространяется и производное от него hirdmenn (наряду с более употребительным huskarlar, а в Дании – hemtegi). (с)перто


Сигват: ЕГОРОВ К.Л. "ОБРАЗОВАНИЕ КИЕВСКОЙ РУСИ" Хоть и несколько экономический взгляд, но интересный и с кучей ссылок на источники.

Рысич: Ненавижу сайты со всплывающей рекламой....

Висена: Сигват, Рысич, вот правильная ссыль на этот сайт - http://oldru.narod.ru/ Дело в том, что Егоров К.Л. - мой отец и на этот сайт он не заходил уже лет так несколько, так что ссылки на источники/картинки могли устареть.

Сигват: Висена, спасибо. Я именно с этого сайта и читал впервые (по крайней мере оформление знакомо). Быт Скандинавов - Викингов

Альрек: Информация "История Старой Руссы" Вязинин «Старая Русса» Появление славян «Начальная история расселения славян в Восточной Европе была более сложной, нежели представлялось раньше, — говорит академик В. Л. Янин в предисловии к изданию Н. И. Костомарова, 1990 г., — Северо-Западная Русь, сохранившая древние вечевые порядки на многие столетия, вписала в себя не днепровский, а главным образом западно-славянский контингент населения. Северу и Югу были присущи различающиеся традиции, а Древнерусское государство возникло в результате объединения в IX-Xвв. двух систем славянства». Разъясняя сказанное, Валентин Лаврентьевич напоминает, что до сих пор в исторической литературе исходным пунктом являлось то, что «Новгород и другие севернорусские центры были основаны «южно- руссами»... И все восточноевропейское славянство распространилось «из одного центра — Поднепровья». Лозунгом такого представления служат летописные слова Олега о Киеве — «матери городов русских», хотя эта фраза говорит лишь о выборе новой столицы, это греческое «метер-полис», метрополия. В соответствии с этим и язык до XIII в. был единым. Между тем исследования языка берестяных грамот обнаружило существование древнейшего новгородско-псковского диалекта, который... существенно отличался от южнорусского, но был сходен многими элементами с языками балтийских славян, а также сербско-словенской группы южных славян. Эти наблюдения подкрепляются анализом именослова, микротопонимики и гидронимики». На это обращал внимание еще на рубеже XX столетия великий ученый Алексей Александрович Шахматов, редактор выпусков академического «Словаря русского языка». Изучая летописи, исследуя историю русского языка и его диалекты, он пришел к выводу, что древние славяне зародились в верховьях Вислы, на берегах Тисы и на склонах Карпат (современная восточная Венгрия и южная Польша). Во II в. нашей эры началось Великое переселение народов, когда от берегов южной Швеции — Готии отошли первые три эскадры храбрецов и высадились в устье Вислы, поднялись к ее верховьям, дошли до Припяти и вторглись в приднепровские степи, затем вышли к Черному морю. Они пересекли Дунай и ворвались на территорию Византии. К IV в. их царь Германарих подчинил почти всю Европу, включая Крым, Поднепровье и верховья Волги... Но с востока уже надвигалось монгольское племя гуннов. Гибель державы готов, разбитых на южном Дунае и в Поволжье, обеспечила свободу действий славянам. Последние еще во II в. продвинулись до берегов Балтийского, Адриатического и Эгейского морей. Их соседями с запада были германские племена, на северо-востоке — так называемые балты: пруссы, литовцы, латыши, ягвяги, заселившие территорию после ухода ледника. Далее жили финские племена: эсты, суоми, «чудь белоглазая» и др. VI — VIII вв. Славяне участвовали в готско-гунской войне и, участвовали на стороне гуннов. Народ сильный и энергичный, они продолжали продвигаться на север, где их звали венеды (слово, сохранившееся в эстонском языке); на юге — склавины и на востоке — анты (греч. «поляне») дошли до рубежа Днепра и озера Ильмень. Постепенно осваивая приозерные поймы и долины Меты, Шелони, Волхова, пришельцы достигли Ладоги. Древние легописи свидетельствуют, что здесь жили словене (ильменские), а южнее и юго-западнее их — кривичи. На путях освоения территории мужественными племенами осталось много следов поселений — селищ и городищ, погребальных сооружений — сопок и длинных курганов. Сопки — конусообразные или полусферические насыпи высотою 2-3 м, в основании круглые диаметром 12-30 м. На территории современной Новгородской области к началу XX столетия одиночных и группами их еще сохранялось более 560... Трупы славяне сжигали на кострах, а прах переносили на избранное место и засыпали землей, вернее, желтым речным песком. Умирали другие члены семьи — их останки помешали туда же. Так постепенно вырастала сопка. По тому же обряду кривичи хоронили в длинных курганах, но насыпи увеличивались не в высоту (не превышали 1,5 м), а в длину от 6 до 80 м. Иногда сожженный прах помещали в глиняные сосуды. Предмета быта и оружие тоже сгорали и находят их редко. Длинные курганы можно увидеть в устье Меты у д. Рышево, на Явони у д. Пески, близ деревень Мануйлово и Дубки на Поле, у д. Свинорой на Лоринке... Прежнее население тоже никуда не уходило. «Происходило заселение, а не завоевание края, не порабощение или вытеснение туземцев, — говорит замечательный историк В. О. Ключевский. — Чудь, постепенно всею своею массою с антропологическими и этнографическими особенностями, языком, обычаями и верованиями входила в состав русской народности». Процесс славянизации был длительным и неравномерным. Благодаря этому в наследие пришельцам достался значительный запас географических лен аборигенов. Выше уже говорилось о возникновении названия озера Ильмень. Река Мета (фин. «муста» — черная), «Невий мох» (фин. «нева» — болото). В Руссе — «Емецкий конец» и «Емецкое болото» в районе современных бань (др. фин. племя «Емь»). Предместье «Коломец» у Городка находит единственное объяснение — «чудское кладбище». Реки и_озера были богаты рыбой, леса — зверьем и птицей. Поэтому большое значение в экономике и быте жителей Приильменья имели рыболовство и охота. Здесь водились ценные звери — источники питания л одежды, предметы торговли и обмена: лоси, кабаны, козы, бурые медведи, лисы, белки, куницы, бобры, рыси, волки, зайцы. Сколько же их было тогда, если за охотничий сезон 1926 — 27 гг. в Старорусском уезде подстрелили 20 тысяч зайцев и 10 тысяч белок. Последний кабан был убит в 1922 г., а коза — в конце 20-х. Пернатое царство вообще поражало обилием — до ста пятидесяти видов, в их числе: тетерева, рябчики, глухари, куропатки, гуси, утки... Даже в X в. «ловы» и «перевесища» составляли основу княжеского хозяйства, а позднее были неизменным пунктом договоров с Новгородом. Дичи водилось такое множество, что сколько ни истребляли, она как будто не убывала. Серьезной отраслью являлось и пчеловодство. Своего рода натуральные пасеки — бортные деревья отмечались «знаменем», знаком собственности. Лес служил и надежным убежищем во время вражеских нашествий. Пришельцы к тому же не довольствовались землянками и полуземлянками. На плотных глинистых и каменистых почвах к середине VIII в., как утверждают археологи, им на смену окончательно пришли рубленые из бревен избы до 8-10 м в длину и 6-7 м в ширину. В центре — печка — каменка, топившаяся по-черному. Потолок отсутствовал, дым выходил из отверстия на крыше и фронтонах. Вдоль невысоких стен стояли нары, пол был земляной или деревянный. Кровля двухскатная из толстых плах, вплотную пригнанных, покрытая берестой и засыпанная землей. Со стороны входа — помещение типа сеней. В такой избе могли жить до тридцати человек, то есть большая патриархальная семья. Отапливались березой и осиной, освещали избу лучиной, обзаводились деревянной утварью и посудой. Обувались в лыковые лапти, не могли обойтись без мочала. Однако, с приходом славян в хозяйстве господствующий характер последовательно приобретало подсечное земледелие, особенно в междуречье Шелони и Ловаги. Об этом напоминают деревни Посечище, Пеньково, Корчище, Гарижа... Что, естественно, вело к уничтожению девственных лесов. А тут еще солеварение, пожирающее огромное количество деревьев всех пород и видов. Так что уже тогда вставал вопрос о бережном отношении к лесу. Да и подсечное земледелие само по себе не могло решить проблему повышения плодородия используемых полей, которые составляли всего около трети территории Старорусского края. И в IX в. наравне с подсечной быстро развивалась обработка уже готовой пашни сохой с железным наконечником — лемехом. Увеличивался спрос на сельскохозяйственные орудия, средства транспортировки. Лошадь уже использовалась как тягловая сила. Все сильнее проявлялось имущественное неравенство. Патриархальные семьи распадались на индивидуальные. Вместо обширных помещений строили сравнительно небольшие избы, в 20-30 кв. м. Росло число купцов, порвавших с сельской общиной, к ним примыкали ремесленники, рабо-тавшие не только на заказ, но и рынок. О сказанном можно судить по захоронениям того времени: в одних могилах никакого инвентаря, в других — вплоть до боевых железных топоров. А близ Устреки вместе с прахом обнаружили весы. Порывающие с сельским хозяйством были первыми жителями торговоремесленных рядков, как Руса-Марево, Велилы... Формировались городки — Демон, Молвятичи (Молвотицы)... Из таких поселков, судя по названиям славянских концов — «Середка» и «Рогов», финно-угорск,'\ «Емецкий» и «Коломец» — выросла Руса. Наряду с другими факторам.' важнейшее значение здесь, конечно, имела добыча соли — «золота ран неге средневековья». Это было время, когда племенные вожди периода родового строя становились князьями. Они содержали отряды вооруженных наемников, захватывали чужие земли, собирали дань. Часть завоеванного отдавали во владение дружинникам и воеводам. При раскопках Старой Руссы, как и в Новгороде, видно безраздельное господство огромных усадеб. И основу древнейших поселков на месте будущего города, несомненно, составляли они, из века в век сохраняя границы, обнесенные частоколом. Солеварение — первопричина возникновения города Значение соли было известно еще древним римлянам и грекам Они добывали ее естественным испарением морской вода в искусственных прудах. Соль издавна служила приправой и средством консервирования. Некоторые народы верили, что она изгоняет злых духов. Тяга к этому минералу — инстинкт не менее мощный, чем жажда, хотя и порция ежедневная совсем незначительная. Организм человека автоматически снабжается солью только при употреблении мясной пищи. В Центральной Европе, где солнце не столь жаркое, вынуждены выпаривать ее над кострами в подвешенных глиняных горшках. Но более благоприятный путь к минералу открыли в древности жители альпийской деревушки Хальштатт, пробив глубокие штольни к «каменной соли» в горе. В обмен на «королеву пряностей» в далекую альпийскую долину поступали янтарь с берегов Балтийского моря, слоновая кость и золото из Африки. Первая дорожная сеть в Европе сложилась из «соляных трактов», по которым торговцы перевозили драгоценный товар. Такие же «солоние пути» шли из Киева к местам добычи соли в Галицко-Волынском княжестве Северном Крыму. Одним из путей в Приильменье была р. Шелонь («Соленая»). Не случайно и «прасолы» — торговцы солью, впервые поминаются в древней Русе. Несомненно, того же происхождения «рушане» — жители города. Кривичи добывали соль в местных незначительных источниках, крайним северным угро-финским племенам доставляли морянку с побережья Белого моря. А тут — естественные «соляные ключи». Просто немыслимо, чтобы до пртхода славян на берега Порусьи соляными ключами, коих не было за сотни верст окрест, не пользовались аборигены. Ведь человек стал промышлять необходимый для него продукт, как только в его пище появилась рыба. Совершенно очевидно, что многочисленные пришельцы, стоявшие уже на более высокой ступени развития, взяли в свои руки солепроизводство, быт и продажу. Этим могли заниматься только люди, оторванные от земли. Рядом с угро-финской Емцей (см. Концы др. Русы) стало формироваться поселение славян-солеваров. Как оно первоначально называлось, нам неведомо. Можно только предполагать, что это был будущий легендарный Острогард» (см. ниже). IX — X вв. На Руси того времени историки насчитывали всего 25 городов. Некоторые начинались с оборонительных сооружений, приобретающих политическое значение. Многие возникли как центры земледельческих районов или торговые фактории. Руса же — как важнейший пункт развивающегося соляного промысла. При ее археологических раскопках встречаются: печи, установленные на материковой почве; рядом многочисленные обломки железных противней — цренов для выпаривания и огромное количество сидерита — отходов солеварения слоями до сорока сантиметров. В Русе было много высококвалифицированных ремесленников, обслуживающих солепроизводство: трубники, рукавщики, бочары, ведерники, «инженеры» — специалисты по разведению воды от первоисточника к многочисленным солеварням. Не говоря уже о кузнецах, сапожниках, кожевниках, плотниках, гончарах, колниках (колесниках, повозочниках), швецах (портных) и мн. др., упоминаемых писцовыми книгами. Археологические раскопки изобилуют предметами ремесла. Но особенно ценны среди керамики многочисленные обломки горшков, характерных только для X века. Город рос и развивался на скрещении важнейших водных путей, ведущих к Балтийскому, Черному и Каспийскому морям. Главными были — «из варяг в греки» и «Серегерский» или Волжский (см. карту). О торговых связях с Византией, Крымом, Кавказом, нижней Волгой говорят многие предметы X в., найденные в Руссе при раскопках. Оттуда привозили самшит для гребней и др. поделок, шелковые золотные ткани, грецкие орехи, стеклянные бусы (ребристые в виде крыжовника синие и желтые сдвоенные, расписные глазчатые), шиферные пряслица для веретен, красноглиняные амфоры, массивные стеклянные византийские браслеты полукруглого и треугольного сечения, окрашенные окисью кобальта в густосиний цвет... Путь «из варяг в греки» требовал особого внимания. С расширением внешних сношений, (соль — один из предметов торговли с Ганзой), по нему передвигались, оседали и ассимилировались с местным населением иноземные — скандинавские купцы. И число последних среди прасолов было особенно значительным, иначе не смогло бы в сочетании «варяг- прасол» сохраниться до времен толкового словаря Владимира Даля. Все историки согласны с тем, что варягов приглашали, особенно как опытных воинов для защиты рубежей. Не зря же Рюрик сел в Новгороде, а Трувора и Синеуса посадил в Изборске и Белоозере, то есть крайних пограничных пунктах. Приглашали и для охраны весьма дорогих соляных источников и транспортов соли, в том числе и своих же соплеменников, промышляющих разбоем. И все же число их было не столь значительным, судя по следам в топонимике — этом «языке земли». Река Веряжа — хороший естественный рубеж защиты Новгорода с запада. На южном побережье Ильменя — дд. Веряжа и Русье (варили соль) только что не составляли единое целое. Верясско на Ловати — укрепленный городок (см. ниже). Никто не может отнять от них звания пионеров торговли по пути «из варяг в греки». К сожалению, кроме пресловутого «призвания варягов» мы не имеем о том более-менее достоверных известий. И вынуждены по крупицам, включая и легенды, собирать историю. Речушка Утополь и озерко того же наименования в устье Ловати связываются глухим преданием с битвой, в которой пало много воинов, но еще больше утонуло на месте побоища. Это могло произойти только в схватке с варягами. Местные любители старины — М. И. Полянский в 1884 г. и В. А. Пылаев в 1915 г. находили здесь остатки древних земляных сооружений. А Марк Иванович Полянский даже пытался связать это предание с сообщением датского историка Саксона Грамматика начала IX в. о нападении датского короля Регнора на Даксона, зятя русского короля. «Регнор с флотом отправился inRussionи схватил близ Утгардии Даксона...». Эпизод героической борьбы с варягами хранит и предание о реке Перерытице в центре Руссы. Ее искусственное происхождение почти не вызывает сомнений, о чем свидетельствует название, профиль и насыпной грунт на берегах. Легенда же повествует: войска скандинавского короля Премона длительное время осаждали Русу, неоднократно безуспешно пытаясь штурмовать ее. Потеряв немалое число воинов, Премон решил лишить осажденных пресной воды отводом Порусьи особым каналом. И лишь тогда по осушенному руслу ворвался в город. Въезжающие в Ловать со стороны Ильменя с удивлением воспринимают небольшой островок «Железные ворота», чем-то схожие с портом Византии. А они напоминают вполне реальное — цепи, коими перегораживали русло от проникновения вражеских судов. Ведь всего несколько верст оставалось до входа в Полисть, на которой стояла Руса. В среднем течении Ловати, где она наиболее извилиста и порожиста, шла густая сеть поселений, в том числе укрепленных, контролировавших каждый дневной переход тех же варягов на судах, ведомых лоцманами Взвада. Об этом свидетельствуют городища: Городок, Шелгуново, Верясско, Лука, Курско, Жидовичи. Если ехать в обратном направлении от Ловати через Ильмень, то дорога раздваивалась — на Волхов и на Шелонь. Во втором случае требовалось повернуть налево в р. Подборовку, затем в р. Быстренькую. Однако последняя делала крутое колено, значительно удлинняя путь. Для устранения этого, согласно преданию, была прорыта р. Копань (около 1,5 км). Если присмотреться к ее берегам, местами заметно прослеживается земляной зал... Возможно, что был и путь через озерко Чагодовское, до него по ручью Волок, из него через Вороток Лебединский. Селигерским путем можно было выйти на притоки Полы, а там Ловати Ильменя в трех пунктах — волоках сравнительно небольших. Предпочтете, по-видимому, отдавалось Залучскому. Он начинался сразу у Селигера болотистой долиной, идущей в северном направлении. Повышения рельефа длиною 2,5 км мало заметны и ощутимы лишь вблизи озерка Глубочек. Из него вытекает ручей, тут же впадающий в Щебериху, приток Полы. Здесь до сих пор сохранились следы переволакивания судов —кюветообразные углубления, тянувшиеся на десятки метров. У основания волока находилось укрепление Березовское, высокий холм с обрывистыми склонами. Раскопки конца 30-х дали много предметов древнеславянского быта и вооружения. Вся примыкающая волость по писцовым книгам XV в. принадлежала Марфе Борецкой, а затем Ивану III. На Щеберихе стоял «владычен городок Молвотицы» (новгородского епископа). Полновский путь через оз. Велье — р. Явонь — р. Пола в два раза длиннее и шел по холмистой местности, через систему речек и мелких озер с волоками между ними, общей протяженностью до 6 км. Здесь укрепления близ д. Пески и городка Деман. И, наконец, «Стержский» путь на Руса- Марево был еще сложнее, волоки длиннее. Однако через озерко Охват легче попадали на Западную Двину и великий путь «из варяг в греки». В заключение же заметим, что зимой Селигерский путь к Новгороду значительно укорачивался и шел на озеро Велье — Яжелбицы — Крестцы. Подобное предположение высказывали географ П. П. Семенов-Тяншанский и историк С. М. Соловьев. На санях придерживаться изгибов фарватера и волоков не было необходимости. Освоение водных путей в IX — X вв. способствовало росту не только Русы, Новгорода, Ладоги, но и Демяна, Молвотиц, Морева. «Русы живут на острове» Примерно в это время в языке жителей Приильменья появился корень «рус». Одни ученые, начиная с М. В. Ломоносова, выдвигают славянское происхождение корня, ссылаясь на его географическое распространение здесь и в «грецизированной» форме «рос» — в Приднепровье. Однако на севере в него буквально вцепились норманисты, хотя уже со времен А. А. Шахматова речь идет только о возникновении имени. Реальное влияние норманно-варяжского элемента на развитие древней Русской земли решительно отвергается. «Ряд исследователей вообще видят в «руси» не этническое, а политическое понятие (русь — дружина), превратившееся в наименование государства. Такое толкование тоже идет от Ломоносова. При этом термин «Русь», как обозначение земли, входит в употребление только в IX — X вв. Как политический термин на рубеже XI в. получает быстрое распространение на всю территорию восточного славянства, сохраняясь и дальше в представлении о русском народе» (СССР, БСЭ, М. 1948, с. 303 ). Свыше двухсот лет длится эта дискуссия, то затихая, то снова разгораясь. В ней участвуют историки, географы, экономисты, юристы. В своем капитальном труде «История народного хозяйства» (М. 1952) укра-инский академик П. И. Лященко немало страниц уделил этой проблеме и вывел заключение: 1) Вопреки нашим летописям — среди норманских племен не было племени с названием «русь». В Новгородской же земле много древних географических наименований с корнем «рус». Немало чисто бытовых, возникших «из внутренней жизни самого славянского народа». 2) «Русь» не варяжского происхождения. Название могло зародиться «одновременно и у северных, и у южных славян на Великом торговом пути - Приладожья до Приднепровья». «Соседство» с древними русами, — утверждал академик Лев Николаевич Гумилев в книге «От Руси к России», 1992 , — было настоящим «бедствием для славян». В свое время побежденные готами они бежали частично в низовья Дуная... «Ушедшие на восток, заняли три города: Куяба (Киев), Арзания (Белоозеро?) и Руса (Старая). Опираясь на них, русы грабили соседей, убивали мужчин, захватывали в плен детей и женщин. продавали их купцам-работорговцам. Добычей было все ценное: мех, мед, воск... Обороняться славянам было трудно. Неравная борьба длилась долго и закончилась в пользу русов, когда к власти у них пришел Рюрик». Гумилев подчеркивал, что биография Рюрика непроста. По «профессии» варяг, то есть наемный воин. По происхождению рус. Прослеживается связь с Прибалтикой. Якобы ездил в Данию, встречался с франкским королем Карлом Лысым. После 862 г. вернулся в Новгород, где захватил власть при помощи старейшины Гостомысла. Вскоре вспыхнуло восстание, возглавленное Вадимом Храбрым. Но безуспешно, Рюрик убил его и вновь подчинил Новгород и прилегающую область, включая Ладогу, Белоозеро, Изборск. Очень ценные показания по этому вопросу встречаем в западных источниках. 839 г. 18 мая к императору франков Людовику Благочестивому, сыну Карла Великого, явились послы византийского императора Феофила вместе с представителями «народа Рос». Они были торжественно приняты в Ингельгейме. Феофил писал, что указанных представителей направил к нему их царь Хакан для заключения дружбы. Но путь, коим они прибыли, сейчас находится в руках варварских и весьма жестоких народов. И просил Людовика помочь им вернуться северной дорогой. Итак, за 23 года до «призвания варягов» уже существовали две «Руси» — северная и южная. И представители последней желали вернуться путем «из варяг в греки». А до XI в. он шел не Волховом — Ловагью, а главным образом по Западной Двине, то есть чуть ли не границей южного Приильменья. Это подтверждает и «Хроника Ливонии» Генриха Латвийского. Не позднее 973 г. гам говорится, что Одер — самая богатая из славянских рек. И где она соединяется с Балтийским морем, стоит город Юмна (Иомсбург) — любимое место пребывания варваров и греков (русских купцов из Киева). «Из Юмны, следуя далее, через четырнадцать дней высаживаются на берег в Острогарде в Руции, где главный город Киве (Киев), соперник константинопольского скипетра». По предположению академика А. А. Шахматова это Старая Русса | "Древнейшие судьбы русского племени» П. 1919, с. 58). Название города переносилось на страну и вызывало у иностранцев представление о том, что она вся составляет остров, вмещается на нем. В связи с этим ученый приводит свидетельство арабского писателя IX в. Ибн-Даста: --.«Что касается до Русии, го она находится на острове, окруженном озером. Остров занимает пространство трех дней пути, покрыт лесами ,'. болотами...». В Итиле, как видно из сообщения другого писателя Ал-Бекри, - продолжал Шахматов, — знали, что «Волга течет в страну хазар из страны русов». И это служит лишним указанием «на то, где искать древнейшую Русь». К сожалению, ученый не смог достаточно убедительно доказать свои выводы. Не удалось это и другим, в частности С. Ф. Платонову («Руса». Журнал «Дела и Дни», 1920). И как бы подводя итоги, академик Б. Д. Греков Киевская Русь», 1949, с. 442) сказал: «Пока нет возможности точно определить местонахождение «Русии на острове». Может быть, эту загадку вообще не придется разрешить никогда». Занимаясь уже несколько десятилетий историей Старой Руссы, неоднократно сталкиваясь с понятиями «русь» и «остров», позволю не согласиться сегодня с выводами выдающегося ученого. Исследователи пользовались в основном сведениями, почерпнутыми из печатных трудов и чрезвычайно скудных архивов. Они не имели перед собой подробной карты Приильменья и детального плана древней Русы, лично ее не наблюдали. У них совершенно не было данных археологических раскопок, начатых с немалым трудом лишь в 1966 г. Теперь посмотрим на план самой Старой Руссы. Даже сейчас, когда нет Емецкого болота, ручьев Холопьего, Глубокого и других. Когда доживают свой век р. Княжий и Малашка (древняя Порусья), окончательно засыпаны старые руслища, кои наблюдал еще в прошлом веке упоминаемый Полянский, в городе сохранился большой «остров», омываемый Порусьей, Полисгью и соленым ручьем Войе. «На острове в Русе» в 1192 г.(НПЛ) ""построили храм Спаса Преображения. Здесь же, как уже было сказано, славяне основали городок солеваров рядом с угро-финской «Емца» и чудским «Коломец». С развитием торговых и иных связей с Волгой поселение «Остров» стали называть на волжский манер «Осередок», что в конце-концов возобладало и отразилось в последующем названии конца — «Середка». Так как же должны были воспринимать город приехавшие по Волге арабские писатели, ученые географы, когда самый центр именовался «Островом» и таковым являлся в действительности?! А по нему, естественно, называли и все южное Приильменье. «Остров окружен озером», — подчеркивал Ибн-Даста. Исследуя Ильмень и окрестности Старой Руссы, академик Э. И. Эйхвальд твердо заявил: «...в древности Тулебельский залив доходил до города». «Окружность «Острова» равна трем дням пути, он покрыт лесами и болотами, стоит наступить ногою, как земля трясется по причине обилия в ней воды». Вышеупомянутый краевед Пылаев подсчитал, что пограничная линия Старорусского края составляет до 450 км. На 1 кв. км суши приходится 0,38 кв. км воды: свыше 1700 потоков, рек, ручьев, 81 озеро, половина из них в дельте Ловати. Край окружен озерами: Ильмень, Селигер, Сгерж, Велье, Буйце, Полисто, двумя Русскими и более мелкими. На его территории огромные болота «Невий мох», «Рдейские» и «Полистовские мхи»... Что же было в древности? Не зря летописец утверждал: «Земля Новгородская озеры и болота велми наводнена, и того ради в летняя времена рать конная не бывала на них никогда же». А с Волговерховья сравнительно сухие переходы были возможны лишь в районе рек Полы и Щеберихи. «Можно легко понять, — подчеркивал С. Ф. Платонов, — почему далекие арабские географы сочли это место «островом». Надеюсь, что открытая нами «Середка» в центре древней Русы поставит, наконец, точку в затянувшемся споре об «Острове», что описал Ибн-Даста, и «Острогарде» — островном городе, упоминаемом в «Хронике Ливонии». А теперь вернемся к выводам академика Лященко. Действительно, где еще в России можно найти район столь богато насыщенный топонимами и гидронимами с корнем «рус»? Нигде! Здесь же по крайней мере 16. Из них 14 в Околорусье, так как д. Руско на р. Русской в устье Меты на левом берегу вписывается сюда же. И С. Ф. Платонов уверял, что нет никаких поводов сомневаться в древности этих названий, они «отмечают пути, которыми пользовалась русь». Лященко напоминает, что в Приильменье немало и чисто бытовых наименований того же корня, возникших «из внутренней жизни самого народа». Назовем лишь близкие к нашей теме. В озерно-речном районе: русло, руслище, русалка, русыня, русленик (квасодел). В рыболовстве: одно из основных орудий лова — верши новгородцы называли «руси». При богатейшей охоте, той же княжеской: русак и русачина (мясо), русачник (охотник), русло меха (чисто новг. — волнистая темная хребтина). А внешний вид жителей, отмечаемый иностранцами: русые, русоволосые, русобровые, русокудрые... Основание города теряется в глубине веков. В связи с этим родилось немало сочинений на грани сказок, в которых упоминается Руса. Но как говорят: «нет дыма без огня». «Следует подумать, — говорил Б. Д. Греков, — что и в легендах могут быть зерна истинной правды». По крайней мере Н. И. Костомаров считал, что известное предание о Словене и Русе, как основателях Новгорода и Старой Руссы, «не лишено фактов народности и исторической действительности. Русский историк-публицист, автор учебников Д. И. Иловайский определенно говорит о происхождении слова «Русь» от города «Руса». «В далекие незапамятные, по-видимому, долетописные времена, — заметил академик Б. А Рыбаков, — русы проникли в бассейн Ильменя и основали Старую Руссу, которая в дворянско-буржуазной науке считалась местом образования Руси». (Вопросы истории. 1952, № 9). «Центр приильменских славян был первоначально в Руссе, а затем в Новгороде», — предполагал и член-корр. АН А. Д. Удальцов. (Вопросы истории. 1947. № 7). С этим соглашались П. Н. Третьяков, А. В. Арциховский.

Альрек: Те варяги назывались Русью... Автор: Бовкунова Е.Г., 1. Актуальность, цели, задачи. Актуальность: нет в истории России вопроса, который бы не вызывал столь продолжительные, ожесточенные, с участием сотен ученых споры и не волновал каждого гражданина родного отечества, чем вопрос "откуда есть пошла земля русская", кто такой Рюрик и его варяги, отождествляемые древнейшими русскими летописцами с "Русью". В итоге продолжающихся дискуссий сложились мощные норманнская и антинорманнская школы, и хотя большинство ученых утверждают, что эти школы - понятия прошлого, в действительности же они существуют и в наши дни. Более того, в современных учебниках истории варяги упоминаются как скандинавские, прибалтийские племена, или вовсе как пришельцы, при этом их принадлежность к какому-либо племени не указывается: "Варяги - это пришельцы, "находники", а коренное население - словени, кривичи, угро-финские племена,... пришедшие к славянам варяги, словени и иные живущие здесь народы и стали называться Русью" (Буганов, Сахаров). Цель - на основе письменных источников, документов и научных статей доказать славянское происхождение варягов и их представителя Рюрика, основателя династии русских князей, сыгравшего роль в оформление государственности на Руси. Задачи: 1.Проанализировать письменные источники и документы, доказывающие расселение варяжских племен на территории южного Приильменья. 2. Собрать воедино все имеющиеся сведения , доказывающие, что Рюрик славянского происхождения, обогатив антинорманнскую теорию. 3.Используя проанализированные данные писцовых книг Новгородской земли и сводные списки селений, доказать, что озеро Ильмень - Варяжское море, а население южного Приильменья - варяги. 4.Используя лингвистические данные о происхождении самого имени "Рюрик" - указать на его славянское происхождение. 2. Вступление. Споры, связанные с вопросом происхождения Руси, начались два с половиной столетия назад, после того, как профессор Петербургской академии наук немец Т.З. Байер (1694-1731 ) в трактате на латинском языке высказал мнение, что древнерусское слово «варяги» из летописей - название скандинавов, давших государственность на Руси. Но надо отметить, что Байер, не зная русского языка, и тем более древнеславянского, читал летописи в латинском переводе. В древнесеверных языках Байер обнаружил лишь единственное, напоминающее весьма отдаленное «варяг» слово» вэрингьяр». Больше того, «вэрингьяр» упоминались как «наемные телохранители византийских императоров», называвших себя «русами» по происхождению, что отнюдь не свидетельствовало об их причастности к Скандинавии. Однако, это не смутило Байера, заложившего основу норманнской теории происхождения государственности на Руси. Позже лингвист А.И. Попов утверждает, что «происхождение слова «варяг» -несомненно скандинавское - именно в силу того, что варяги являлись на Русь из северогерманских земель исполняли здесь обязанности наемных дружин». Норманнская теория нашла поддержку среди ученых как германоязычных (Г.Ф. Миллер, А.Л. Шлицер, Ф.А. Браун и др.), так и русских (Н.М. Карамзин, В.О. Ключевский, М.Н. Погодин и др.), а сочинения антинорманнистов (М.В. Ломоносов, Н. Попов и др.) были названы всего лишь плодом патриотических настроении. В итоге этих дискуссий сложились норманнская и антинорманнская школы. В наше время эти школы продолжают существовать, не смотря на то, что норманнская теория достаточно устарела и имеет много опровержений. Глава I. «Идоша за море къ Варягамъ кь Руси». Камнем преткновения норманнистов и антинораннистов стал отрывок из Лаврентьевской летописи о призвании варягов на княжение в Новгороде, так как каждый истолковывал ее значение по-разному. Толковать древние тексты, можно лишь привлекая результаты многих наук. Важную контрольную задачу несет археология. С 1966 экспедиция А. Ф. Медведева копала в южном Приильменье - в Старой Руссе. Эти раскопки дали возможность более точно и решительно сопоставить данные письменной истории археологии для надёжной научной аргументации выводов из Начальной летописи. Кроме того, это позволило более точно определить - кто такие варяги. В древности соль для балтийских племён поставлялась из местных источников. Особое положение с самого начала расселения славян в Приильменье заняла соль добываемая из местных "бурв" - соляных фонтанов. Пришедшие сюда в 7-ом веке не знавшие искусства солеварения славяне освоили его и стали развивать соляной промысел. У слияния рек Полисть и Порусья возник или развился на месте имевшегося финно-угорского поселения город солеваров - Руса. Солеварение с тех пор именовалось "русское хозяйство" (или "хозяйство рушан"). Итак, с 9-го века в южном Приильменье обозначилась группа "русь". Занятия солеварением дало руси экономическое богатство, от чего и пошло его наименование - «русь». Надо отметить, что значение слов "рус", "русь", "рось" в германских(готском), древнегреческом и других индоевропейских языках, неизбежно склоняется к понятию "дородный", "богатый". Группа "русь" отличалась от других славян специфическим хозяйственным занятием- солеварением. Это занятие и легло в основу синонима названия тех же руссов – варяги ( корень "вар" от глагола "варити"). К этому выводу пришёл ещё Даль: "Варяга, см. варить..."; "Варяг. М. Скупщик всячины, прасол . Из скандинавских языков лингвистически не воспроизводимы существительные с суффиксом «яг», вполне закономерные в славянском ( "бродить"- " бродяг"). Руса, как район, насыщенный соляными источниками, имела стратегически и экономически выгодное положение. "Выросшая" на варке соли и торговле ею, экономически сильная верхушка южноприильменских славян носила самоназвание русов, что нашло отражение в топонимах (Руса, окрестности Околорусье, Русье или Ручье), гидронимах (река Порусья). В то же время руссы за отличавшееся от всех окружающих славян хозяйственное занятие солеварение - основа дородности - получили от остальных славян название варяги. Варяги вели торговлю солью среди единоплеменников -славян, в том числе с новгородцами, а также с финно-уграм и далее на северо-запад, север и северо-восток. Кстати, последние места торговли помогают опровергнуть одно из основных положений нормандской теории. Норманнисты утверждают, что название государства Русь произошло от названия области в Швеции - Росслаген, которая являлась местом стоянки торговых судов. Однако эта область настолько мала по площади, что при оседлой жизни едва умещает 500 людей. Вероятно, что эта область и являлась стоянкой торговых караванов варяг, сопровождаемых хорошей дружиной для охраны. Возможно, именно отсюда и пошло название области, которое означает кочевье, лагерь Руси. И, конечно же, располагая хорошей дружиной для охраны своих торговых судов, варяги, как и все прочие славяне, не прочь были получить дополнительный доход наложением дани на захваченных врасплох единоплеменников или иноплеменников, о чём свидетельствует Лаврентьевская летопись: «Имаху дань варязи из заморья на Чуди и на Словенехъ, на Мери и на всехъ Кривичехъ». Кстати, такая особенность как обложение данью, совершенно не характерна для свеев, норманнов и данов эпохи викингов в их походах на другие народы. Многие учёные, в особенности норманнисты считают, что слово «варяг» означает внешних врагов славян, в том числе и норманнов. Однако, в Никоновской летописи читаем: «Да кто бы в нас князь был и владел нами? Поищем и установим такового от нас или от Козар или от Полян или от Дунайцев или от Варяг». Если варягами называли врагов, то почему же хазары, облагавшие славянские племена непосильной данью упоминаются обособленно? Всё вышеуказанное является весомым доказательством того, что варяги - одно из славянских племён, жившее на южном берегу озера Ильмень. Глава 2. Ильмень озеро - Варяжское море. Итак, варягов призвали в Новгород, в Приильменье. Новгородские земли - озёрно-болотный край. На западе находится самое крупное озеро —Ильмень. Название это общеславянское: «Ильмень см. лиман», «Лиман, старославянское лимень»; «Ильмень м. астрх. озеро...в которое впадает река и из него снова вытекает, озером называется там солёное...», «Лиман чрнм... морской залив, в который вышла река; // длинный морской залив... обращаемый в солёное озеро...». Однако, некоторые даже современные российские норманнисты утверждают, что на скандинавском Иляямэни означает «злые люди, негодяи», и поскольку местные племена враждебно относились к плававшим там скандинавам, те так и назвали озеро. Непонятно только, почему местные племена финно-угорские или славянские приняли такое оскорбительное или же вовсе непонятное для них название, данное проезжими бродячими дружинами не столько купцов, сколько грабителей, а не дали сами на своих землях и водах понятные им названия? Древнерусские тексты сохранили и другие названия Ильменя, также славянские - Мойское море и даже... Русское море! В это «море» впадает 50 рек, а вытекает одна - Волхов, которая через Ладожское озеро или Нево (финское - «болото») соединяет Ильмень с Балтийским морем. Изучая писцовые книги Новгородской земли и позже опубликованные сводные списки селений и описаний их экологии и занятий в них населения, академик Фарерской академии наук Г.И. Анохин увидел интересные уцелевшие, но оставшиеся без внимания исследователей сведения о названиях больших частей Приильменья. Так, обширная болотная равнина к западу и юго-западу от Новгорода, тянущаяся от реки Веряжа до реки Луги издревле носила название Заверяжье. На юго-западной окраине Заверяжье заканчивалось деревней Веряжа. Иногда оно обозначалось на карте как Варяжье. Западный и юго-западный берег Ильмень-озера в русских письменных источниках средневековья именовался Варяжским берегом. По Далю «варяжа» - «заморье, заморская сторона». Для Новгорода вся сторона Заверяжья (за рекой Веряжа, западнее города), как и весь западный и юго-западный берег «моря» были «заморской стороной». Кстати, форма «веряжа» - «варяжа» имеет отношение к комплексу рабочей спецовки для важнейшего «русского хозяйства» всего Приильменья - солеварения. «Веряжа» - «варега» - «варежка» из толстой крапивной, льняной или конопляной ткани (посконь) была обязательной принадлежностью солевара для работы с раскалённой жаровней варницы, на которой выпаривалась соль; для льноводов Заверяжье это мог быть основной товар - заказ солеваров. А само слово «веряжа» - «варега» - «варежка» произошло именно из Приильменья в тесной привязке к древнему слову «солевар» — «варяг» Таким образом, родственные единоплеменники жили по разные стороны озера - Мойского, или Русского моря, которое называлось ещё и варяжским. Не Балтийское море было Варяжским, а Ильмень-озеро! Это предположение высказал ещё в 1858 году А. Васильев в своей книге «О древнейшей истории северных славян до времён Рюрика и откуда пришёл Рюрик и его варяги». Глава 3. «Рюрикь седе въ Новеграде». В противоположность чёткой социальной организации в Русе, в разросшемся и имевшем сильное вече Новгороде избыточные свободы помешали нормальному экономическому и социальному функционированию. После периода смуты новгородцы, оказавшиеся не в состоянии своими силами навести порядок, вынуждены были призвать к себе править тех, кого хорошо знали. В ряд ли они обратились бы к венедам Поморской Руси из далёкой южной Прибалтики или стали бы искать безвестного им князя за Балтийским морем, где толком-то ещё и государства не было. Образец порядка являли новгородцам соседи, бывавшие ежегодно по много раз - как торговцы солью и как дружины со своим предводителем, жаждущие дани в дополнении к своим богатствам. Новгородцы обратились к предводителям варяго-русов, живущих за Варяжским морем, ими оказались словене -Рюрик и его братья. Само имя Рюрик встречается в скандинавских именниках настолько редко, что современные антропонимические справочники отсылают к тому же летописному Рюрику в Новгороде, ничего не сообщая о нём до "призвания" туда. К тому же, какая логика может быть призвании к славянам для наведения порядка и твёрдого правления какого-то безвестного князя!? Ведь в Скандинавии (Швеции, Норвегии и Дании) как явствует из древнесеверной же литературы, никогда не было какого-либо известного Рюрика, которого можно было бы призвать для княжения в Новгороде. Наиболее выдающийся из скандинавских Рюриков - мелкий удельный князёк, организовавший заговор против короля Норвегии Улава (1016-1030), но это было позднее, чем "призвание варягов". Рюрик - чисто славянское имя. Оно означает "сокол" и встречается у славян в разных видоизменениях ( столица Бодричей называлась Рарогъ и означала сокола, у древлян сокол называется Рурикомъ, у поморян - Рюрикомъ). Не случайно в родовом знаке Рюриковичей присутствует этот символ. Тем более славянские имена - Синиус и Трувор (в некоторых списках - Трувол). Чтобы удержаться при вечевой вольнице у власти, Рюрик вынужден был привести с собой из Русы дружину солеваров -русов-варягов. Уже при приемниках Рюрика тот факт, что Рюрик и его дружина русов были варягами, нанятыми для наведения порядка в Новгороде, политически трансформировал этимологию варяга из солевара в наёмника, наёмного дружинника. А так как и последующие князья - Рюриковичи могли удержаться у власти в Новгороде лишь опираясь на наёмников, которых набирали уже не только а Русе, но и отовсюду ( в том числе и среди скандинавов), то слово "варяг" политически стало означать только наемник. Славянское происхождение Рюрика и его варягов не только в значительной мере опровергают нормандскую теорию, но и доказывает, что к 862 году Русь была уже достаточно развита, чтобы начать формироваться, как самостоятельное государство без помощи других государств, и в своём развитии значительно обошла Скандинавию. Заключение. В завершении работы помещаю перевод из Лаврентьевской летописи, который и послужил поводом для спора норманнистов и антинорманнистов: " В 859 году взимали дань варяги из Заморья с чуди и со словеней, с мери и со всех кривичей, а хозары брали с полян и с северян, и с вятичей - брали по серебряной монете и по белке с дыма. В 860, 861 и 862 годах изгнали варягов за море [ озеро Ильмень] и не дали им дани и начали сами по себе править; и не было у них порядку, и пошёл род на род , и были у них усобицы, и воевать против себя. И решили они сами между собою: "Поищем себе князя, чтобы владел нами и судил по закону." И пошли за море [озеро Ильмень] к варягам, к руси ,как зовут сами себя эти варяги - русь, это то же дружеское самоназвание, как дружески зовут себя норманны, англичане, дружеские же готы, так и эти. И решили в [ городе] Руси чудь, словене и кривичи:" вся земля наша велика и обильна, а порядка на ней нет; пойдемьте княжить и владеть нами." И собрались три брата с семьями своими, сами возглавили всю знать и пришли;старейший Рюрик сел в Новгороде, другой Синиус - в Белоозере, а третий - в Изборске - Трувор. От них прозвалась новгородская земля русская: люди-то новгородские тоже из рода варяжского, прежде именуемого словене. Через два года Синиус умер, затем и брат его Трувор, а Рюрик принял всю власть и раздал дружинникам своим города, тому - Полоцк, тому - Ростов, другому - Белоозеро. И в тех городах стали находиться варяги; а первые насельники в Новгороде словене, а в Полоцке кривичи..." Такой перевод Лаврентьевской летописи не только утверждает славянское происхождение Рюрика и его варягов, а также то, что на формирование государственности на Руси не было влияния как со стороны скандинавов, так и с других стран; но и доказывает, что норманнская теория лишена основания и не имеет при таком толковании смысла. Список литературы: Анохин Р.И. Рюрик - солевар из Русы. Человек 4/94. Попов А. И. Название народов СССР. Л., 1973. Васильев А. По древнейшей истории северных славян до у времён Рюрика и откуда пришёл Рюрик и его варяги. СПб., 1858. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4 т. М., Москва, 1955. Краткий энтимологический словарь русского языка. Под ред. Н. М. Шанского, В. В. Иванова, Т. В. Шанской. Класен Е. Новые материалы для древнейшей истории славян вообще и славяно-руссов до рюрикского времени в особенности с лёгким очерком истории руссов до Рождества Христова. М., 1854. Рыбаков В. А., Мир истории.М., Москва, 1984 Древнерусские города в древнескандинавской письменности. М., 1987. Ловмяньский X. Русь и норманны. М., 1985.

Альрек: Карта "Озеро Ильмень и окрестности."

Медвяна: эта не та статья, что я искала, но тоже как говорят в чухляндии при-гади-тса click here

Искра: Гардарика (норм.) - "страна городов" или... "страна оград"? Змеевы валы под Киевом. Мощные оборонительные сооружения Древней Руси. И не только Древней...

Медвяна: Панорама древнего Киева

Медвяна: Киев, предположительно IX век

Искра: Рюрик. Потерянная быль. Фильм, опровергающий норманскую теорию о призвании скандинавов на Русь (которую в свое время опровергал еще М.Ломоносов), и выдвигающий версию о том, что Рюрик был выходцем из славянского племени. Задорнов, как всегда, не без юмора и собственных домыслов, но много убедительных фактов, и действительно есть над чем задуматься...

Искра: И вновь оспаривая норманскую теорию... О том, что варяги - это славяне писал Михаил Ломоносов. Многие историки, этнографы, научные исследователи, считают, что балтийские варяги были родственны именно славянам. Об этом говорит датский миссионер XII века Гель-мольд. Приведу его высказывания из книги А.Гиль-фердинга "История балтийских славян", а также красноречивые выводы самого автора исследования, немца по происхождению, но отнюдь не славянолюба по духу. "Из всех балтийских племен, вагры, передовые бойцы на суше против немцев, были первыми удальцами и на море. Они сами собой приучились к морской жизни, так что современники называли их страну морской областью славян. С другой стороны, их положение впереди всех славянских народов, среди врагов, саксов и датчан, отнимало возможность мирного, торгового судоходства. Таким образом, главным занятием вагров сделалась война на море с датчанами, как на суше с немцами, а главным их промыслом — морские разбои”. (А.Гильфердинг. История балтийских славян. М., 1855г., т.1). "Дания, — продолжает автор, — состоя по большей части из островов и окруженная водами, не легко может уберечься от нападений морских разбойников, потому что в изгибах ее берегов необыкновенно удобно скрываться славянам. Выходя тайком из засады, они наносят ей внезапные удары,.. пренебрегая всеми выгодами хлебопашества, они вечно готовы к морским походам и наездам, надеясь на свои корабли как на единственное средство к обогащению. На нападения датчан они не обращают внимания, и даже считают особенным наслаждением с ними биться" (там же). Весьма красноречивое свидетельство, не правда ли? О происхождении варягов говорится вполне однозначно. Ни один из современников не отождествлял варягов ни с немцами, ни с датчанами, ни со скандинавами. Адам Бременский свидетельствует: "Славянских народов существует много. Среди них наиболее западные — вагры..." (Деяния священников Гамбургской епархии под 1075 годом), а сага о Вига-Стире дополняет эти сведения важной деталью: об особом обычае "вэрингов и норманов, что день они проводят в играх и борьбе". Даже русские летописи, не различавшие принципиальной разницы между теми и этими выходцами с Балтики, описывая эпизод призвания варягов, четко разделяют их и шведов: "И пошли за море к варягам-Руси, поскольку те звались варяги-Русь, как иные называются шведами, иные урманы (норманы, мурманы), англы, а другие — готы". (Радзивиловская летопись. Л., Наука, 1989, с.16.) Таковы документальные свидетельства. (с)

John: Если быть откровенным онлайн-казино может быть как хорошим, так и плохим для вашего кошелька. Если вы не хотите тратить свое время попусту, просто посетите казино https://casino-imperator.info/ официальный сайт Император Казино и получите свои бонусы.Здесь можно найти все, что угодно, от настольных игр до самых популярных слотов во всем мире



полная версия страницы