Форум » Под шепот старины глубокой... » Время, фазы луны, календарь » Ответить

Время, фазы луны, календарь

калика перехожий: В основе календаря древних славян лежало наблюдение за небесными светилами — Солнцем и Луной — и за явлениями природы. Новолуние называлось «межи», так как отделяло прошедший месяц от вновь наступившего. Первая четверть Луны — «новый перекрой», полная Луна — «полонь», Луна после полнолуния, уже начавшая убывать, называлась «ущерб», последняя четверть — «ветхий перекрой», а старый серп перед новолунием — «ветох». Сутки и неделя. Из отдаленных времен пришла па Русь седмица - семидневная неделя. Однако названия дней древние славяне связали не с именами богов, а с порядковыми номерами дней в промежутке времени. До XIII в. на Руси не было понятия суток как единицы счета времени. Летописцы считали время днями, ночь разделяла "днесь" и "заутро" и относилась к "днесь", которое прошло. Счет часов начинался с утра, поэтому полдень соответствовал концу 6-го и началу 7-го часа дня, полночь (или "куроглашение")-исходу 6-го и началу 7-го часа ночи. Известны и такие моменты и интервалы времени: заутреня, варя, ранняя заря, начало света, восход солнца, утро, середина утра, обедня, обед, полдень, уденье, полуденье, наобед, вечер, ночь, полночь. Названия месяцев Январь - Сечень Февраль - Лютый Март - Березозоль Апрель - Цветень Май - Травень Июнь - Червень Июль - Липец Август - Серпень Сентябрь - Вересень Октябрь - Листопад Hоябрь - Грудень Декабрь - Студень Праздники http://slavyans.narod.ru/calendar/calendar.html

Ответов - 2

Админ: Рыбаков Б. А. Язычество древних славян, с. 393-416. Что касается дней недели, отмечаемых в древней Руси, то здесь у нас очень мало данных. Неделя начиналась с воскресенья, так как иначе среда не считалась бы средним днем семидневного отрезка времени. Четверг, судя по романо-германским и югославским аналогиям, был днем Юпитера, Перуна. Пятница была днем Фрейи, Макоши. Воскресенье было, судя по всему (см. предыдущую главу), днем Дажьбога -- Солнца. Следует обратить внимание на то, что церковное обозначение первого дня седмицы по пасхальному дню ("воскресение Христа") долгое время заменялось иносказанием -- "недЪля", т. е. "праздник", день праздности, неделания. Западные аналогии дают нам обозначение этого дня именем солнца (Sonntag, Sunday и др.). Любопытно, что в средневековом французском и немецком название праздничного дня недели звучало по-гречески: Анастасия ("воскресение"); после этого нас меньше удивит знание точного смысла этого слова русскими "кощунниками" X в. 9

Жар: Новый год. Единственный славянский праздник, который отмечался на государственном уровне в славянских государствах - это Новый год (01.01). Когда-то давным давно бог зимы, снега и холода Мороз ходил по селениям, насылая крепкие морозы. Поселяне, желая оградить себя от стужи, ставили на окно подарки: блины, кисель, печенье, кутью (все блюда поминальные). Теперь же Мороз превратился в этакого доброго старичка Деда Мороза, который сам раздаёт подарки. Таким он стал совсем недавно, в середине XIX века. <...> У наших предков он [Мороз] олицетворялся в образе богатыря-кузнеца, который сковывал реки и озёра "железными дорогами". Естественно, его образ нельзя представить без шубы мехом внутрь (шубы мехом наружу вошли в обиход только в начале XX в.) и без волшебного посоха (он сын Велеса и Мары). Недаром греко-кафолическая церковь заклеймила Деда Мороза "языческим персонажем", в отличии от Санта-Клауса, т.е. Николоя Патерского ("св. Николая")... <...>... в украшении ёлки есть глубокий обрядовый смысл: в вечнозелёных растениях, по поверьям, живут души предков. Поэтому украшая ель сладостями, мы приносим дары своим предкам. Такой вот древний обычай. Новый год, как и Щедрец, семейный праздник. В этот день лучше навестить своих родных. Обрядовое блюдо - свинина, особенно божок - начинённый свинной желудок. (с) Вадим Казаков. "Именослов".



полная версия страницы